Областное государственное автономное учреждение культуры "УльяновскКинофонд"

Всё начиналось с кинорабмола. Что снимают ульяновские кинолюбители

Кто из нас в детстве или молодости не хотел взять в руки кинокамеру и снять собственное кино? Неважно о чем! Сегодня это сделать проще простого: камера есть в каждом мобильном телефоне, айфоне, смартфоне. Снимаем друзей, кошечек, цветочки, но чаще всего себя. И чувствуем при этом гордость за свои «видеофильмы».
А ведь существует такое понятие — любительское кино. И это не совсем то, что запечатлевает ваш телефон. И появилось такое кино практически одновременно с профессиональным кинематографом. Вот лишь несколько исторических фактов.

На плёнку снимать труднее
В 1925 году, на заседаниях Общества друзей советского кино (ОДСК), председателем которого был — не поверите! — Феликс Дзержинский, вошел в обиход термин «кинолюбительство». По всей стране создавались ячейки ОДСК, клубы и кружки кинолюбителей (в 1920-х их называли кинорабмолы), в которых снимали кино самодеятельные режиссеры и операторы. Для того чтобы самодеятельное киноискусство развивалось, в 1957 году была создана Всесоюзная комиссия по работе с кинолюбителями при правлении Союза кинематографистов СССР. Возглавлял ее известный кинорежиссер Григорий Рошаль (снял первую экранизацию романа «Хождение по мукам»). Именно эта комиссия с 1961 года представляла советских кинолюбителей в Международной ассоциации непрофессиональных кинематографистов.
Разумеется, фильмы и сюжеты снимали не на коленке. Бурно развивалась сеть любительских киностудий: на 1980 год в СССР их было 16,5 тысячи, плюс действовало четыре тысячи клубов кинолюбителей. Считается, что в стране около двух миллионов человек увлекались созданием самодеятельных фильмов.
Дело не только в массовости, но и в серьезности, основательности отношения к этому виду творчества. В помощь кинолюбителям издавали специальные книги: например, «Как самому снять и показать кинофильм» (1952 год), «Спутник начинающего кинолюбителя» (1966), «Справочная книга кинолюбителя» (1977). С 1966 года в стране регулярно издавалась серия брошюр и книг «Библиотека кинолюбителя». Профессионалы писали научные исследования и диссертации. В СССР постоянно проводили областные, краевые конкурсы любительского кино, всесоюзные фестивали. Между прочим, лучшие любительские работы объединяли в альманахи и показывали в кинотеатрах. При этом — никаких гаджетов. Камера была дорогой вещью. Как, впрочем, и кинопленка, на которую снимали кино, — ее еще надо было достать. Надо было не просто снять фильм, но и качественно обработать пленку. Да еще и смонтировать свое произведение — это в отсутствие компьютеров (желательно на монтажном столе). Так что кинолюбители советских времен занимались киноделом очень серьезно. Но уж очень увлекательным был процесс создания фильма, несмотря на его трудоемкость.
Конечно, в массе своей то, что снимали кинолюбители, сложно назвать фильмом, скорее, это кинофиксация событий для семейного киноальбома. Зато для тех, кто писал сценарии, режиссировал и монтировал, устраивали фестивали. Фильмы советских кинолюбителей были отмечены призами на международных кинофестивалях в Италии, Канаде, Франции, Чехословакии, Югославии.
А в 80-е годы появляется видеосъемка. На кассету снимать легче, чем на кинопленку. Кинокамеры никому не нужны. И кинолюбительство постепенно уходит в историю.

А конкурсы живут!
Но отдельные традиции все-таки остались. Раз уж сегодня человек любого возраста может снимать все, что хочет, почему бы не вытащить эти видеоистории на всеобщее обозрение? Во многих российских городах постоянно проходят разнообразные конкурсы любительских фильмов. И Ульяновск не стал исключением.
Как правило, такие киносмотры приурочены к юбилейным датам. Скажем, в 2018 году проходил областной конкурс любительских фильмов «Симбирск-Ульяновск: 370». Нынешней весной завершился конкурс «Ленин в кинообъективе», посвященный 150-летию Владимира Ильича. До августа будет длиться областной конкурс любительских фильмов, снятых на кинокамеру мобильного устройства, SmartFilm.
И буквально на днях подведут итоги регионального конкурса непрофессиональных фильмов «Кинолюбитель», который, как и упомянутые выше, проводит областной «УльяновскКинофонд». По условиям конкурса, «видеоработа должна быть посвящена судьбе участника войны, его потомков, школьной деятельности по патриотическому воспитанию, описанию подвига героя-ульяновца, необыкновенному случаю, произошедшему с нашим земляком во время Великой Отечественной войны, работе поисковой организации, занимающейся сбором реликвий времен Отечественной войны, и тому подобной тематике. Все конкурсные видеоработы передаются в областной фильмофонд «УльяновскКинофонда» для последующего некоммерческого использования в научных, воспитательных и культурно-просветительских целях».
Как член жюри конкурса «Кинолюбитель», я просмотрела девять присланных работ. Поделюсь впечатлениями.

Кинофиксация, мультфильм и тихие озёра
На мой взгляд, военная тема — одна из самых трудных. Потому что слишком далеко война от нынешних детей и молодежи. При этом легко впасть в банальность, повторяя многократно сказанное. Но если в техническом и содержательном плане видеофильмы заметно различаются, то нельзя не отметить искренность, а в некоторых случаях — творческую смелость, с которой сделаны работы.
Конкурсные фильмы длятся от двух до тридцати минут. Некоторые авторы пошли простым путем: дети или молодые люди стоят перед камерой с фотографиями в руках и рассказывают услышанные и прочитанные военные истории. Так сделаны видеофильмы «Герой Советского Союза Седов И.В.» (авторы — учитель истории средней школы № 3 города Барыша Екатерина Кулишова и пятиклассница Варвара Пащанова — именно она рассказывает о герое и его подвиге), «Слово о бессмертном полку» (Александр Жирнов, Ульяновск, внуки и правнуки рассказывают о своих дедах и прадедах, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны), «Рассказ о своем прадедушке-ветеране» (здесь рассказчики — Берик Салтыганов и его мама из города Алматы, Казахстан). Получается та самая кинофиксация для семейного киноальбома.
Авторы других работ стараются уйти от статики, используют монтаж и смело включают хроникальные кадры военных лет. В видеофильме «Подвиг Матросова А.М.» (Екатерина Лупан, Ульяновск) вместе со старой хроникой есть вкрапления современных съемок, стилизованных под военное время, что, несомненно, отличает эту работу от всех других. Экспериментальная студия кино и звука «Киноград» ульяновского Дома детства и Денис Гаврютин представили весьма солидную видеоработу «Чту, горжусь и помню». Очень интересен герой — ветеран Великой Отечественной войны ; Г.В. Андиферов, трогательно звучат письма и военные истории ветеранов, работавших в Доме детства. Кадры военной кинохроники перемежаются с рассказом ведущего — воспитанника Дома детства Андрея Кашкарова, который эмоционально говорит о жизненной стойкости и самоотверженности, казалось, так далеких от него людей.
Еще несколько работ — приближение к игровому кино, за что авторам — отдельные слова поддержки. Двухминутный видеосюжет «Чье портфолио лучше?» прислал на конкурс Артем Палкин, руководитель творческой группы молодежного кинообъединения «Reспект» из города Лысьва Пермского края. В немудреном сюжете ненавязчиво идет речь о настоящих ценностях. Из Лысьвы участвовал в конкурсе еще один фильм «Продолжаем бой!» (Валентина Палкина, руководитель творческой группы видеостудии «Кадриль») — современные подростки разыгрывают историю о том, как нужно хранить память и что защищать от беспамятства.
Отдельно стоит работа, которую представил ульяновский Клуб активных родителей и студия детской анимации «Лаборатория мультфильмов» «Белые голуби, черные вороны» (руководитель — Анна Немоляева). Отец четырехлетнего мальчика Степки, одного из главных героев мультфильма, перед отправкой на фронт придумывает имя врагу — вАйна, чтобы сыну было не страшно и понятно, с кем придется сражаться. Дети нарисовали, дети озвучили, и пусть есть в видеоряде некоторый наив, но все с лихвой искупается искренностью и фантазией авторов.
Самая большая видеоработа прислана из города Тосно Ленинградской области — фильм «Озера здесь тихие» (автор — Ирина Соколова). Его создатели не побоялись сделать свой вариант известного фильма «А зори здесь тихие». Историю о том, как в прифронтовой полосе группа девушек-зенитчиц вынуждена вступить в неравный бой с вражескими десантниками, разыгрывают на экране четвероклассники. Все они свободно существуют и перед камерой, и в предлагаемых обстоятельствах, что не может не покорить. Юным артистам веришь. И может, это самое главное их приближение к событиям давно минувших дней.

В этом конкурсе, по сути, нет проигравших. Потому что прикосновение к святой теме останется в душах и создателей, и зрителей. Между прочим, из кинолюбителей вырастали настоящие кинемато-графисты-профессионалы. И они когда-то начинали в конкурсах любительских фильмов.

Ольга САВЕЛЬЕВА
Источник