Областное государственное автономное учреждение культуры "УльяновскКинофонд"

Такое кино. За что русского пионера экранизации лишили работы и память о ком Чардынин унес в могилу

Материал подготовлен при содействии «УльяновскКинофонда» и лично Олега Розова.

Актер, режиссер, новатор, открывший миру плеяду звезд немого кино и придумавший жанровую градацию. Он оставил после себя богатое наследие, но сохранилась лишь его малая толика. Он ярко сиял, прославившись в России и Европе, и быстро сгорел, будучи отверженным, опальным. Сегодня наш герой – талантливый и неповторимый Петр Чардынин.

До сих пор точно неизвестно, где родился Петр Красавцев. Хотя и фамилия точно не ясна – по некоторым источникам он Красавчиков. Родился не то в крестьянской, не то в купеческой семье не то в Пензенской губернии, не то в Чердыни Пермской губернии (возможно, именно с этим населенным пунктом и связан выбор псевдонима – Чардынин). Но детство будущая знаменитость провел в Симбирске. Учился мальчик в городском училище с 1885 по 1889 год, играл небольшие роли в городском театре.

— Жил он с матерью. И даже после того как стал известным, всегда говорил: мой адрес – Симбирск, улица Московская, 21, — рассказывает методист областного государственного автономного учреждения культуры «УльяновскКинофонд», заслуженный работник культуры Ульяновской области, краевед Олег Розов.

А вот первая жена кинорежиссера К.П. Новицкая в своих воспоминаниях о Петре Ивановиче Чардынине писала: «[он родился] в г. Симбирске в мелкой купеческой семье», с детства «мечтал быть актером и все свои гроши тратил на театр. За это мать его драла, хотела выбить из него эту мечту. Но это не помогло, желание стать актером глубоко запало в его душу. Не окончив Симбирскую гимназию, совсем юношей сбежал из дому, приехал в Москву — без гроша, без знакомых. Нашел какой-то урок, чтобы как-нибудь существовать. Нанял на чердаке комнату за пять рублей в месяц. Впоследствии мать сжалилась и стала присылать 25 рублей в месяц. Петр Иванович, не оставив своей заветной мечты, стал добиваться поступить на курсы в Московскую филармонию. Подал заявление, и его допустили до экзамена. Экзамен выдержал хорошо и был принят по классу В.И. Немировича-Данченко, считался способным учеником, и его освободили от платы за право учения. Товарищи по классу были И.М. Москвин, Кошеверов, [Мария] Тарасова».

Но есть и другая версия.

— Чардынин — псевдоним, взятый по совету учителя Владимира Немировича-Данченко, — пишет в своей статье ульяновский краевед Иван Сивопляс. — Настоящая фамилия Петра Ивановича — Красавцев, и с этой фамилией отрок жил в Симбирске, учился в Симбирской гимназии (откуда был изгнан за буйное поведение) и городском трехклассном училище, играл небольшие роли в городском театре. В 1906 году матушка П.И. Чардынина крестьянка Евдокия Красавцева приобрела у купца Д.Ф. Грачева двухэтажный деревянный дом на каменном фундаменте, в котором проживала до самой смерти в 1922 году.

Этот дом сохранился в Ульяновске до сей поры.

В Москву, в Москву

Как бы там ни было, талант у мальчишки был явный. А напористости хватило, чтобы пробиться к мечте. В 1890 году Петр уехал в столицу, где окончил музыкально-драматическое училище при Московском филармоническом обществе по драматическому классу и поначалу служил в театре.

— Он в кино попал случайно. Ханжонков (основатель российского кинематографа – прим.авт.) пригласил Чардынина на съемку фильма в качестве актера. Но ему так понравилось, что он остался в кино и стал режиссером, да еще каким талантливым! Тогда, правда, эта профессия была относительная: режиссеры занимались всем – и декорации делали, и костюмы подбирали, и прочее, — продолжает Олег Олегович.

В 1908 году Петр Чардынин стал соавтором самого первого российского киносценария Дмитрия Садовникова. Он, в свою очередь, прославился своими этнографическими изысками и созданием песни «Из-за острова на стрежень», которая и послужила сюжетом первого российского немого фильма «Понизовая вольница» про Стеньку Разина.

Зимой 1908 года Ханжонков после долгих уговоров решился на постановку русской картины. Чардынин подбил участвовать в съемках всю труппу Московского народного театра и добился разрешения снимать в театре, так как никаких павильонов тогда ещё не было. Впоследствии П.И. Чардынин так вспоминал начало киносъёмок первых отечественных картин: «Городской народный театр находился в ведении члена городской управы Приклонского. И вот, когда я явился к нему за разрешением произвести в театре киносъёмку, он был очень удивлён и безапелляционно заявил мне, что ему достоверно известно, что картины рисуются от руки, а не снимаются. Я не стал его разуверять: разрешив пользоваться театром, он с искренним сожалением смотрел на меня. Должен признаться, что я и сам не особенно верил в успех нашего предприятия. Я сомневался, выйдет ли что-нибудь у нас в совершенно тёмном театре. Но у Ханжонкова было несколько юпитеров, и мы приступили к работе. Никто из нас не имел ни малейшего понятия о съёмках, но зато все горели искренним желанием сделать всё возможное. Все павильонные сцены из двух картин – «Купец Калашников» и «Русская свадьба» – были сняты в один день, а на следующий день была заснята натура. Какие это были картины – говорить не приходится. Достаточно сказать, что они не превышали 200 метров. Но и заграничные в то время были немного лучше. Интерес к русской картине был настолько велик, что, когда появилось объявление о выпуске, заказы буквально посыпались как из рога изобилия. Эта картина и следующая за ней «Русская свадьба» положили начало русской кинематографии. Этой же зимой, к наступающим гоголевским празднествам, я снял отрывки из «Мёртвых душ» и «Женитьбу»… и решил построить павильон. Первый павильон в Москве располагался на Тверской улице, в доме № 29. Это был первый и единственный год без конкуренции. Со следующего заработало множество фирм, и все заграничные стали снимать русские сюжеты, так как наша конкуренция была им не по нутру».

Вперед, к славе

В 1911 году наш земляк, как его называли — «русский перворазведчик экранизации», режиссёр и актёр Пётр Чардынин впервые в истории снял два художественных кинофильма по пьесам Островского «Светит, да не греет» и «На бойком месте».

В 1912 году к 100-летию Гончарова первым из российских режиссеров снял фильм-экранизацию «Обрыв» по произведению великого симбирянина.

В 1918 году на экраны вышел двухсерийный фильм-бенефис «Молчи, грусть, молчи…», которым ознаменовалось десятилетие кинематографической деятельности Петра Чардынина. Он поставил фильм по собственному сценарию и блестяще сыграл в нём одну из ключевых ролей. У этой мелодрамы, как и у фильма «У камина», — рекордные коммерческие сборы за все время существования русского буржуазного кинематографа.

Он пробовал себя во всех жанрах, очень любил снимать экранизации. Именно он первым снял «Песнь про купца Калашникова», «Мертвые души», «Пиковую даму», «Идиота», «Крейцерову сонату», «Сказку о рыбаке и рыбке». Конечно, он не избежал соблазна появиться на экране и сыграл Ермака — покорителя Сибири, гоголевского Ноздрева, толстовского Позднышева, лермонтовского боярина Оршу. Но из 200 снятых Чардыниным фильмов сохранилось только 34.

Созвездие Чардынина

В его фильмах снимались все кинозвёзды русского немого кино – Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов, Витольд Полонский, Осип Рунич, Иван Худолеев, Софья Гославская, Вера Каралли и многие другие.

— Любимых актеров Чардынин снимал в своих фильмах раз за разом. Он закрепил за каждым образ, милый зрительским сердцам, — личное амплуа. Например, героя-любовника, комической старушки, трагика. Таким образом, задолго до Голливуда создал так называемую систему звезд, — продолжает Олег Розов. — Богатым наследием, оставленным Чардыниным, вовсю пользовались другие режиссеры. Его цитируют в советских фильмах. Помните, в «Золотом теленке» Остап Бендер обращается к Кисе Воробьянинову: «Молчи грусть, молчи» – крылатая фраза родилась из названия фильма Чардынина.

В опале

Революция сломала Чардынину жизнь. Он не желал участвовать в политических распрях и покинул Родину. В 1920 — 1923 годах Пётр Иванович эмигрировал в Латвию, стоял у истоков латвийского кино.

— Он учился у крупных режиссеров Европы: жил в Германии, Италии. В Россию Чардынин так и не вернулся, последние годы жил и работал на Украине, — рассказывает Олег Олегович. Снял «Тараса Шевченко», «Черевички», «За монастырской стеной». Его уже тогда перевели в разряд неблагонадежных.

А после 1932 года годов режиссера отстранили от работы в кинематографе.

В 1934 году Пётр Иванович Чардынин умер от рака печени в Одессе.

Любовь до гроба

Одна из открытых Чардыниным миру кино звезд, как уже упоминали, – Вера Холодная.

За свою творческую жизнь, в Москве и на Одесской киностудии, Петр Иванович снял не только игровые, но и множество хроникальных кинофильмов. Один из них, документальный, посвящен любимой актрисе — «Похороны Веры Холодной».

Любовь к этой женщине Чардынин пронес через всю жизнь.

— Чардынин был женат раза два или три, точно нигде не указывается. Разводы были общеприняты в его среде. Про детей, правда, вообще ни в каких источниках не упоминается. А влюблен был в Веру Холодную, хотя она была замужем за офицером. Он боготворил ее скорее не как женщину, а как актрису. Правда, прекрасную Веру Холодную в те годы любило полстраны, наверное, — улыбается Олег Олегович. — По желанию Петра Ивановича на его могиле установили кенотаф с подписью: «В память о киноактрисе Вере Холодной»…

О еще одной актрисе, которая стала популярна благодаря Чардынину, расскажем в следующий раз.

Источник материала — «Улправда».