Областное государственное автономное учреждение культуры "УльяновскКинофонд"

Такое кино. Симбирянин раскрыл правду машины смерти, но ее узнали 70 лет спустя

Материал подготовлен при содействии «УльяновскКинофонда» и лично Олега Розова.

На долю нашего героя выпало столько испытаний, что о нем самом можно и нужно снимать фильм. Судьба сначала возвела его к славе, а потом искорежила, перемолола и на долгие годы выкинула из памяти соотечественников. Подробнее – в нашем материале.

Признаюсь, до встречи с методистом областного государственного автономного учреждения культуры «УльяновскКинофонд», заслуженным работником культуры Ульяновской области, краеведом Олегом Розовым о Владимире Зазубрине даже не слышала. Он не величина в литературном сообществе, его произведения не изучают на филфаках студенты. Но трагизм судьбы заставил перечитать главное, если можно так сказать, произведение писателя, а потом и пересмотреть фильм, снятый по повести «Щепка».

Но обо всем по порядку. Это история о человеке, который прославлял революционное насилие, а потом сам стал жертвой столь пылко восхваляемого им аппарата уничтожения.

То белый, то красный

— В 1906 семья разночинцев Зубцовых переезжает из Пензы в Сызрань Симбирской губернии. Отец будущего писателя работал на железной дороге, участвовал в революционных волнениях. Мать занималась домашним хозяйством. Володе тогда было всего лет 9. Он учился в гимназии и, видимо, глядя на отца, с юных лет участвовал в революционном движении и большевистском подполье. В 1917 году Владимира Яковлевича арестовывали за революционную пропаганду и отправили в Симбирскую губернскую тюрьму, — рассказывает Олег Розов.

По заданию большевиков Зубцов (позже он взял себе псевдоним — Зазубрин) становится агентом жандармского охранного отделения для подрывной работы. Во время Первой мировой мобилизован в армию и учится в Павловском военном училище в Петрограде. После Октябрьской революции возвращается на родину, живёт в Сызрани. В августе 1918-го, с началом гражданской войны, мобилизован и продолжил учёбу в Оренбургском военном казачьем училище, которое после захвата города красными эвакуировано в Иркутск.

С лета 1919 года – подпоручик и командир взвода 15-го Михайловского полка – одного из лучших в колчаковской армии. Но в октябре 1919 года Зазубрин, прорвавшись через посты, с половиной своей роты ушел к красным тасеевским партизанам.

— Это было сложное время. И судьбы у людей были сложные. Зазубрин побывал в шкуре и белого офицера, и большевика-подпольщика, и агента царской охранки. Точнее, он играл роль такового, был направлен туда большевиками для подпольной работы. А потом работал при штабе, готовил кадры для партизанской армии. Все это, конечно, сказалось на его творчестве, отражено в нем, — считает Олег Олегович.

Страшно и нужно

В конце 1919 года Зазубрин переболел сыпным тифом, еле выжил. В Канске, лечась в доме будущей жены, Владимир Яковлевич написал свой первый роман «Два мира». Произведение высоко оценил тогдашний нарком просвещения Луначарский. Он и положил произведение на стол Ленину. Тот, прочитав, отозвался так: «Очень страшная, жуткая книга, конечно, не роман, но хорошая, нужная книга». Благоволил автору и Горький, Зазубрина он называл «весьма даровитым писателем, успешно и усердно работающим над собой», чей роман «Два мира» всегда должен быть на книжном рынке». За короткое время роман переиздается 10 раз. Это была первая книга, написанная о гражданской войне в России.

Отдельные образы «Двух миров» отразились в позднейших произведениях советской литературы. Кто-то говорил о заметном воздействии романа Зазубрина на творчество Михаила Булгакова. Работая в 1922–1924 годах над «Белой гвардией», Булгаков интересовался материалами о гражданской войне и уже тогда мог познакомиться с произведениями Зазубрина. Явные параллели удается проследить и в пьесе «Дни Турбинных», созданной на основе «Белой гвардии» в 1925–1926 годах.

Казалось бы – вот и сложилась жизнь, пришел успех, значимость. Зазубрин продолжает работать – и как журналист, и как писатель. В 1924 создает киносценарий «Красный газ», по которому уже в 1925-м в Бурятии снимается фильм «Избушка на Байкале». К сожалению, до наших дней он не сохранился.

— До 1928 года Зазубрин участвует в становлении советской литературы в Сибири. Там он объединял все журналистские и писательские силы, пытался поднять уровень писательского мастерства, обучает кадры, работает в газете. Активное участие в его судьбе продолжает принимать Максим Горький. По его рекомендации Зазубрин избирается в члены правления Союза писателей и участвует в первом съезде СП в 1934 году. К тому времени он уже переехал и живет в Москве, — рассказывает Олег Розов.

Условный рефлекс

Возможно, именно там и тогда произошел окончательный перелом в судьбе Владимира Яковлевича. На съезде Зазубрин выступил против цензуры, которая мешает правдиво изображать Генерального секретаря ЦК ВКПб И.В. Сталина:

«Вот, например, один мой товарищ захотел описать Сталина. Что же заметил в Сталине мой товарищ, произведение которого не пропустила цензура? Он заметил прежде всего простоту речи и поведения, рябину на лице. Словом, ничего величественного и никакого рефлекса на величие. Когда академик Иван Павлов в Риме на конгрессе сидел рядом с Муссолини, он заметил о его подбородке: «вот условный рефлекс на величие»». Затем пошло предостережение тем, кто хочет рисовать Сталина, как и других членов Политбюро, «как членов царской фамилии, с поднятыми плечами…». Сравнение с главой итальянских фашистов сильно задело Сталина, он сидел «насупившись», вспоминали очевидцы.

Вскоре Зазубрина исключили из партии, потом признали врагом народа. В 1937 году Владимира Яковлевича с женой арестовали «за принадлежность к диверсионно-террористической организации правых». 28 сентября 1937 года Зазубрин расстрелян. Реабилитирован в 1957 году…

«Чекист» из «Щепки»

Но наша рубрика все же о кино, и перипетии судьбы Зазубрина, к сожалению, для той России не уникальны. Но то, что его произведение вспомнят спустя почти 70 лет, достойно отдельного внимания.

Итак, в 1923 году Зазубрин создаёт повесть «Щепка». Глава и основатель ВЧК, железный Феликс Дзержинский, которому давали ее на оценку, заявил, что «она правдива, но выпускать ее в свет нельзя — может напугать обывателей». Как понимаете, первый звоночек прозвенел.

— «Щепка» была запрещена к печати, поскольку откровенно рассказывала о красном терроре, работе ЧК. Зазубрин изнутри хорошо знал, видел, что там происходило, и описывал достаточно достоверно, честно, жутко. Массовые расстрелы, загубленные невинные жизни, — говорит Розов.

Как результат – долгое забвение. Книга увидела свет лишь в 1989 году, но наделала много шума.

«Есть ли в конечном счете оправдание этой небывалой дерзости? Зазубрин не сюсюкает, он не ужасается, он как художник с беспощадно-холодной внешней манерой и суровостью подходит к этой теме. С первых строк страшное нависает над героем Срубовым, с первой строки чувствуется надрыв героя, несущего свой тяжелый революционный долг», — писали о произведении уже читатели эпохи финала СССР.

А уже в 1992 году по мотивам повести Зазубрина «Щепка» режиссёр Александр Рогожкин экранизировал на «Ленфильме» фильм под названием «Чекист». На экраны картина вышла в 1992 году.

— Главный герой картины – руководитель ЧК, фанатик. Он из интеллигентной семьи, но постепенно теряет свой моральный облик, сходит с ума. С его подачи под репрессии попадает даже родной отец, — Вот, для примера, несколько отзывов по фильму:

«По сути, этот фильм состоит из длинной череды расстрелов обнаженных людей в подвалах ЧК, и главный лозунг тех, кто этим занимается: «Революция — никакой философии». Под этим лозунгом чекисты отпускают на свободу заведомого контрреволюционера, который открыто говорит, что он — враг большевиков, и тут же расстреливают девушку, которую ее мать предложила председателю ГубЧК для плотских утех, как выкуп за сына…»

«Герой фильма «Чекист» Александра Рогожкина на глазах зрителей лишает жизни такое количество людей, какое никакому серийному убийце и не снилось. Вопреки названию, это не монодрама, а скорее производственный фильм о том, как производят смерть, как достигают в этом кровавом деле совершенства и рекордов».

…17 апреля 2016 года в Москве на фасаде дома 15/25 по ул. Сивцев Вражек, где жил Владимир Яковлевич Зазубрин, установлен мемориальный знак «Последний адрес»…

Кстати

Во многом судьба и жизнь Зазубрина пересекается с еще одним нашим земляком, автором книги «Ледолом», по которой был снят первый в Ульяновской области художественный фильм. Автор произведения, по которому создана картина, Кузьма Яковлевич Горбунов — уроженец села Паньшино Радищевского района Ульяновской области, селькор и корреспондент ульяновских газет. С 1931 года он жил в Москве, стоял у истока создания Союза писателей СССР, принимал участие в подготовке I Съезда писателей. И Зазубрин и Горбунов — выходцы из Сызранского уезда Симбирской губернии, обоих отметил Горький, оба участники I Съезда Совета писателей, произведения обоих экранизированы и крест на судьбах обоих поставил 1937 год. Горбунов был на всю оставшуюся жизнь напуган и за последние 50 лет жизни создал единственный роман, а Зазубрина расстреляли. Подробно о Горбунове можно прочитать здесь.

Источник материала — «Улправда».