Областное государственное автономное учреждение культуры "УльяновскКинофонд"

На Санкт-Петербургском форуме обсудили развитие кино в России

В Санкт-Петербурге нетипичная для начала июня жара — 30 градусов. Подстать погоде развернулась горячая панельная дискуссия на ПМЭФ, посвященная развитию киноиндустрии в нашей стране. Тема была заявлена как «Главные роли кинопроизводства в России». Организовала событие администрация Краснодарского края, в их павильоне на ПМЭФ и собрались ведущие деятели отечественной киноиндустрии.

Краснодарский край весьма заинтересован в том, чтобы на его территории происходили съемки новых фильмов и сериалов — благо погодные условия позволяют. В развитие кинопроцесса они вкладываются серьезно — как знать, возможно через несколько лет об этом регионе будут говорить, как о российском Голливуде или сравнивать с знаменитой итальянской студией «Чинечитта». О планах обозревателю «РГ» рассказала представитель администрации Краснодарского края Юлиана Медведева, и нужно признать — такие намерения заслуживают уважения.

Это подтвердила и дискуссия на экономическом форуме, модератором которой выступила Александра Модестова — генеральный директор компании «Экспоконтент», глава представительства Reed Midem в России — один из ведущих специалистов в нашей стране по продвижению контента за рубежом. Как продвигать наше кино в других государствах — это был один из трех вопросов, к которым свелось обсуждение. Два остальных — рибейты (возврат средств, затраченных на съемки в регионах) и кинокомиссии, а также — копродукция с другими странами.

Министр культуры Владимир Мединский отказался выступать первым. Он заготовил речь, но предпочел вначале послушать, что скажут остальные. Продюсер Сергей Сельянов, глава АПКиТ — Ассоциации продюсеров кино и ТВ (соорганизатора панельной дискуссии) — не заставил себя упрашивать — кто, как ни он, лучше всех знает, как обстоят дела с инвестиционным климатом в киноотрасли и возможностью кооперироваться с зарубежными партнерами.

«Контент сегодня действительно владеет миром» — отметил Сельянов и добавил: «Нам тесно в Москве, иногда в Санкт-Петербурге, и в Минске, хотим подключить страну к этому увлекательному делу — производству контента». «Кино заслуживает любви, и мы на нее рассчитываем» — подчеркнул продюсер. И выразил эту «любовь» в процентах: возврат средств регионами в размере 25-30 процентов он считает оптимальным на сегодняшний день.

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов стал одним из главных героев кинособрания. В своем первом выступлении он рассказал о том, что делает его регион для того, чтобы в нем функционировали и рибейты, и кинокомиссия. Он говорил и о системе грантовой поддержки, и о школе кинопроизводства, и что кино — это даже интереснее, чем автокомплектующие, например. Когда губернатор сказал, что готов оплачивать кинематографистам авиаперевозки групп и аппаратуры — собравшиеся зааплодировали. Продюсер Джаник Файзиев — один из топ-менеджеров киностудии «КИТ» позднее даже сказал, что под такие условия готов перекроить любой сценарий.

После Сергея Морозова выступил британец Джонатан Ольсберг — специалист мирового масштаба в вопросе работы кинокомиссий. Но уже следующий спикер — Александр Шапиро, наш соотечественник, постоянно проживающий и работающий в Лос-Анджелесе, зажег «первую спичку», благодаря которой разгорелся костер дискуссии. У него большие планы в сотрудничестве с Россией, которыми он делился еще в рамках кинорынка на Каннском кинофестивале, и он поднял больной вопрос о банковских отчетах, требующихся в механизме рибейтов. Шапиро не делал акцент на этом, упомянув проблему вскользь. Но на ней заострил внимание министр культуры.

Забегая вперед, скажем, что Владимир Мединский так и не прочитал на панельной дискуссии свой заранее подготовленный доклад — во всеуслышание отказался. И на вопрос обозревателя «РГ», что было в этом докладе, из того, что не прозвучало в обсуждениях, лишь в сердцах махнул рукой. Настолько его задело все происходящее. Министр практически устроил «очную ставку» между продюсерами и представителями регионов, чтобы обе стороны проговорили все, что у них наболело. И стесняться никто не стал.

Позднее — кинопродюсер Влад Ряшин в своем выступлении словно подвел общий итог. Основные проблемы — сложности с визовым режимом, в частности — разрешением на работу для иностранных граждан, с международным страхованием, слабое развитие финансовых институтов (вот сюда можно отнести банковские справки и отчеты). Продюсер также сказал о профессиональных аспектах — отсутствии опыта в разных областях у работников киноиндустрии — от исполнительных и линейных продюсеров до простых осветителей. Одна из таких проблем — знание иностранных языков.

Все сказанное касается и рибейтов, и кинокомиссий, и копродукции. Но пока до итогов не дошло, министр культуры рьяно защищал действующее законодательство и расспрашивал представителей обеих сторон: чем же еще может помочь его ведомство. Продюсер, режиссер и актер Федор Бондарчук, когда ему предоставили слово, вступился и за министра, и за государство, и был довольно резок. «Это не мы должны вас тут развлекать, — сказал он, обращаясь к представителям регионов. — Это вы должны сидеть на местах спикеров и бороться за то, чтобы мы приехали снимать именно к вам». Бондарчук, правда, и поблагодарил регионы за их старания, но смысл его речи сводился к тому, что все в руках региональных властей — как привлечь кинематографистов, как показывать в кино свой регион, какие создавать условия, чтобы съемки проходили не в Литве и Чехии, например, а в России, которой есть чем гордиться. Похвалил продюсер только Москву — привел в пример столицу, которая обеспечивает и кинокомиссию, и рибейты на должном уровне. Александр Кибовский — глава Департамента культуры Москвы, присутствующий на дискуссии, радостно заулыбался.

«Мне хочется плакать», — вздохнул Владимир Мединский в какой-то момент, реагируя на пламенную речь Бондарчука, имея в виду, что министерство культуры старается сделать все возможное, чтобы обеспечить нормальную работу представителям кинематографической отрасли. Но продюсеры торопились выговориться о наболевшем. Джаник Файзиев в своем выступлении сказал, что «нам всем надоело «квартирно-коридорное кино», которое мы смотрим в телевизоре (имеется в виду отсутствие локаций и бюджетов). Алексей Учитель рассказал, что в Латвии, помимо городского рибейта (скажем, в Риге), есть еще и федеральный. 25 процентов возврата от городских властей, и 25 — от федеральных — и продюсер ходит «в дамках». Кстати, именно в копродукции с Латвией Учитель собирается снимать свой новый фильм о Викторе Цое. Представитель кинокомпании «Марс Медиа» Юлия Иванова рассказала, как Чехия вернула им 20 процентов средств, затраченных на съемки.

Однако, каждый из выступающих продюсеров в итоге вышел с панельной дискуссии обнадеженным, поскольку прозвучал и ряд хороших новостей, касающихся нашего ближайшего будущего. Так, Вячеслав Муругов — генеральный директор холдинга «СТС-Медиа» — рассказал о том, что продолжит привлекать Россию к сотрудничеству c международной кино и телеакадемией Emmy — в этом году привезет ее представителей в Санкт-Петербург (в прошлом году Emmy впервые пожаловала в Москву). Евгения Данильченко — представитель Российского экспортного центра — напомнила, что с 1 июля отменяется НДС для иностранцев. Кирилл Ильичев рассказал о планах Московского экспортного центра сделать специальные стенды на крупнейших кинорынках в Канаде и США. Также он напомнил о ряде других возможностей для кинематографистов. Например, о том, что Сергей Собянин издал указ о создании в Москве креативных технопарков (Юлианна Слащева — председатель правления киностудии «Союзмультфильм» — первопроходца в этом направлении — также присутствовала на киносессии). Регионы могут перенять инициативу. А Владимир Утин — глава российского представительства Sony Pictures Television — подчеркнул, что Россия хорошо научилась адаптировать форматы, осталось научиться продавать свои. Он также рассказал, что его компания закончила делать сериал для китайского аналога Netflix, а значит, есть опыт, которым можно поделиться. Для этого — обмена опытом — собственно, и собрались все на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме.